С пальчиками поиграй, язычок не забывай!

Про мелкую моторику у детей много написано. Но вернемся к этой теме еще раз.

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?

Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук? К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, выполняя простые упражнения, сопровождая стихотворным текстом, и  не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Разнообразные пальчиковые игры.
Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке,

затем на левой:
***
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Вот вся семейка.

Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами развивает мелкую моторику.

Увлекательно проходит игра со спичками
:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

Упражнение «Разноцветные  прищепки».

Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например  к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

***
Ежик вырос в десять  раз ,
Получился дикобраз.

Игры с бусинками.
Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации

системы «глаз-рука».

Игра «Мозаика»
Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Картины из круп и макарон (гречка, просо, фасоль, рис, горох, семечки).
Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

***
На крупе рисую горы, лес дремучий, а потом
нарисую выше тучи,  дом, в котором мы живем.

Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить- получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.

Упражнение «Шнурок».

**
Вот сегодняшний урок у меня в руке шнурок,
Змейкой извивается,  вперед ползти пытается.

Упражнение «Карандаш».

***
Пальчики не отдыхают, карандаш перебирают.
***
Гусеница вверх ползет, вниз ползет
Никогда не упадет.

Игры – шнуровки. 
Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол

и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в  картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно  протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно  усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

***
На глазах слезинки -ведь свои ботинки
Шнуровать не может маленький Сережа.
Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко.

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.