С пальчиками поиграй, язычок не забывай!
Про мелкую моторику у детей много написано. Но вернемся к этой теме еще раз.
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?
Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук? К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, выполняя простые упражнения, сопровождая стихотворным текстом, и не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
затем на левой:
***
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Вот вся семейка.
Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными
карандашами развивает мелкую моторику.
Увлекательно проходит игра со спичками:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.
Упражнение «Разноцветные прищепки».
Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому
плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и
картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой)
поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на
ударные слоги стиха:
***
Ежик вырос в десять раз ,
Получился дикобраз.
системы «глаз-рука».
Игра «Мозаика»
Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во
время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность,
наблюдательность, терпение и настойчивость.
Картины из круп и макарон (гречка, просо, фасоль, рис, горох,
семечки).
Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного
конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.
***
На крупе рисую горы, лес дремучий, а потом
нарисую выше тучи, дом, в котором мы живем.
Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить- получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.
Упражнение «Шнурок».
**
Вот сегодняшний урок у меня в руке шнурок,
Змейкой извивается, вперед ползти пытается.
Упражнение «Карандаш».
***
Пальчики не отдыхают, карандаш перебирают.
***
Гусеница вверх ползет, вниз ползет
Никогда не упадет.
и разноцветные
шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку,
как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной
или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно
похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с
помощью дырокола контур несложного рисунка.
***
На глазах слезинки -ведь свои ботинки
Шнуровать не может маленький Сережа.
Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко.