Информация о модулях курса ОРКСЭ
Общие положения:

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки Рос-сии, разработан для школ комплексный учебный курс «Основы ре-лигиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), вклю-чающий 6 модулей:


• основы православной культуры,
• основы исламской культуры,
• основы буддийской культуры,
• основы иудейской культуры,
• основы мировых религиозных культур,
• основы светской этики.

  Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.


Содержательная часть:

  Курс ОРКСЭ будет носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

  Любой выбранный модуль позволяет дать школьникам пред-ставление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставляет возможность обсуждать нрав-ственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те куль-турные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

  В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности само-определения, осознанного выбора мировоззрения.

  Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живопи-си и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.


Основы православной культуры

  В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убе-ждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культу-ру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве — сердце Руси и мировом центре Православия.

  Общеизвестно выдающееся значение православного христи-анства в историческом становлении русского народа, российской го-сударственности, отечественной культуры. Вся наша история, лите-ратура и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

  Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих ре-гионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христи-анской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

  Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

  Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно совре-менный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеян-ный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Му-ромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши не-давние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях хри-стианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

  Среди основных тем курса: «Во что верят православные хри-стиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближ-нему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный кален-дарь», «Христианская семья и её ценности».

  Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духо-венства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаи-модействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.


Основы исламской культуры

  Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ис-лама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран — Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила.

  Коран — главный источник вероучения ислама, его нравствен-но-этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписа-ниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусуль-манского вероучения и права, в ней сохранены высказывания про-рока, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.

  Ислам сформировал целостную систему духовных и нравст-венных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских на-родов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные тра-диции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие по-служило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.

  Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда от-ряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дер-бент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культур-ных связей с исламским миром и стало отправной точкой для рас-пространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.

  Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уни-кальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протя-жении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других тра-диционных для России религиозных верований, культур.

  Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» яв-ляются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравст-венности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской эти-ки», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники му-сульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.


Основы буддийской культуры

  Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на се-мьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх ми-ровых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекра-щения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

  Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

  Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» - призвано в доступной форме познако-мить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными кни-гами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый со-держательный блок курса посвящен нравственным жизненным цен-ностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и пред-ставления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лун-ном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

  Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусмат-ривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддий-ские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буд-дизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буд-дийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусст-во в буддийской культуре».


Основы иудейской культуры

  Иудаизм — одна из монотеистических религий, число после-дователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. че-ловек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в го-сударстве Израиль и в США. В России общины последователей иу-даизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иу-дейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

  Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках кур-са «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, ми-ровоззренческом, культурном аспектах.

  Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «рели-гия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое вни-мание уделяется структуре и названиям священных книг, что суще-ственно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют мо-рально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «про-рочество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», мило-сердие и благотворительность.

  Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт де-тей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исто-рической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

  Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврей-ского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».


Основы светской этики

  Полноценное формирование личности невозможно без зна-комства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собствен-ные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

  Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа се-годня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

  Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные по-ступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспи-тания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

  На уроках четвероклассники получат знания об основах рос-сийской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «доброде-тель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в со-вместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных по-нятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рас-сказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

  Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматри-вает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нрав-ственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нрав-ственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеа-лы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосо-вершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен вне-сти вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с ро-дителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.


Основы мировых религиозных культур

  Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буд-дизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), на-правлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравст-венных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, тради-ционных для нашей многонациональной страны.

  На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», уз-нают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знако-мятся со священными книгами, религиозными сооружениями, свя-тынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным цен-ностям в религиозных культурах, милосердию, социальным пробле-мам и отношению к ним в разных религиях.

  В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представле-ние об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также вырабо-тали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети зна-комятся с выработанными веками способами нравственного разви-тия людей, переданные потомкам через религию и культуру.

  Второй содержательный раздел модуля посвящён знакомству с основами истории религий в России, религиозно-культурными тра-дициями народов нашей страны. Изучение тем этого раздела при-звано способствовать формированию образа единого государства при многообразии и богатстве религиозных культур населяющих его народов.

  Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере за-щитит от влияния религиозных сект, будет способствовать форми-рованию понимания ценностей религиозной культуры и необходи-мости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

  Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и рели-гия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные со-оружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуа-лы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Документы, регламентирующие
преподавание курса ОРКСЭ
  Нормативно-правовая база
  Письмо о введении курса ОРКСЭ с 01.09.2012
  Письмо о направлении регламента
выбора модуля курса ОРКСЭ
  Письмо о реализации курса ОРКСЭ
  Письмо об изучении
предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР
  Приказ Об утверждении плана мероприятий
  Распоряжение правительства
  ФЗ 273 Об образовании
  ФЗ О свободе совести и
религиозных объединениях
  Информация о ведении курса
  Бланк заявления для родителей
  Информация для родителей
  Протокол родительского собрания
  Регламент выбора
  Рабочая программа ОРКСЭ
  УМК по ОРКСЭ
  Учебно-методические материалы
  ОДНКНР